Вы здесь

Информация о практике исполнения международных обязательств Российской Федерации компетентными органами ЗАГС субъектов Сибирского федерального округа в 2020 году

 

В целях обеспечения реализации прав и исполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, а также совершенствования работы компетентных органов в сфере оказания международной правовой помощи Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области (далее - Главное управление) проведено обобщение деятельности органов ЗАГС Сибирского федерального округа по вопросам оказания международной правовой помощи в 2020 году.

Запросы об истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния, составляют значительную часть от всех поступающих в Главное управление материалов по вопросам оказания международной правовой помощи. Всего в 2020 году Главным управлением рассмотрено 2082 (32%) материала по вопросам регистрации актов гражданского состояния.

Основной объем запросов по линии ЗАГС, поступающих в адрес Главного управления, адресован компетентным органам государств- участников СНГ- (Азербайджанской Республики, Киргизской Республики), а также стран Балтии, Грузии, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

Документы, поступившие в Главное управление, из органов ЗАГС Сибирского федерального округа

Наименование субъекта     Всего     Из них

 

                                                     Первичных     Документы            Иные

                                                                                        запросов       во исполнение       документы

1       Республика Алтай       19     12     5       2

2       Республика Тыва         1       0       1       0

3       Республика Хакасия    64     46     9       9

4       Алтайский край  256   147   57     52

5       Красноярский край     419   214   ПО    95

6       Иркутская область      198   118   55     25

7       Кемеровская область   285   162   53     70

8       Новосибирская область        359   244   69     46

9       Омская область  282   183   49     50

10     Томская область199   106   46     47

         Всего                   20821232454   396

 

 

 

 

Первичных запросов поступило 1232 (в 2019 году - 1656).

В целом подготовка и рассмотрение органами ЗАГС Сибирского федерального округа документов о правовой помощи осуществляется в соответствии с действующими международными договорами и законодательством Российской Федерации.

По 31 материалу органам ЗАГС даны разъяснения по различным вопросам, что составило 1% от поступивших документов.

      Республика Алтай (1):

Комитет по делам ЗАГС и Архивов Республики Алтай - для направления в Республику Узбекистан напрямую,

Комитет по делам ЗАГС и Архивов Республики Алтай - для проставления печати,

      Республика Тыва (0)

      Республика Хакасия (1):

Отдел ЗАГС Аскизский район Республики Хакасия - для проставления печати,

      Алтайский край(4):

Управление ЗАГС Министерства юстиции Алтайского края - для оформления запросов в отношении каждого компетентного органа иностранного государства,

Управление ЗАГС Министерства юстиции Алтайского края - ответ адресован не запрашивающему органу,

Отдел ЗАГС - Дворец бракосочетания г. Барнаула управления юстиции Алтайского края - ответ адресован не запрашивающему органу,

Отдел организации государственной регистрации актов гражданского состояния Управления юстиции Алтайского края - для направления в орган ЗАГС Украины напрямую.

      Красноярский край (7):

Территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края по Кировскому и Свердловскому районам г. Красноярска - для направления в орган ЗАГС Республики Узбекистан напрямую,

Уярский территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края - для скрепления печатью ответа по результатам исполнения запроса;

Курагинский территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края - для перевода документов для направления в Китай,

Ачинский территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края - для скрепления печатью ответа по результатам исполнения запроса,

Агентство ЗАГС Красноярского края — для направления ответа напрямую в Республику Молдова,

Территориальный отдел агентства ЗАГС Красноярского края по Кировскому и Свердловскому районам г. Красноярска — для скрепления печатью ответа по результатам исполнения запроса,

Территориальный отдел по району Талнах г. Норильска агентства ЗАГС Красноярского края - отсутствие приложения.

      Иркутская область (2):

Отдел обработки документов и оказания государственной услуги по проставлению апостиля Службы ЗАГС Иркутской области - отсутствие печати.

      Кемеровская область (3):

Орган ЗАГС г. Осинники Кемеровской области - перевод на официальный язык запрашиваемой стороны,

Орган ЗАГС г. Мариинска и Мариинского района Кемеровской области - для направления документов напрямую в Республику Молдова,

Орган ЗАГС № 3 г. Кемерово - отсутствие квитанции об уплате госпошлины.

      Новосибирская область (4):

Отдел ЗАГС Ленинского района г. Новосибирска управления по делам ЗАГС Новосибирской области - для направления в орган ЗАГС Республики Узбекистан напрямую,

Отдел ЗАГС Центрального округа г. Новосибирска управления по делам ЗАГС Новосибирской области - для скрепления печатью запроса о правовой помощи,

Отдел ЗАГС Дзержинского района г. Новосибирска управления по делам ЗАГС Новосибирской области - для направления в орган ЗАГС Республики Узбекистан напрямую,

Отдел ЗАГС Краснозерского района управления по делам ЗАГС Новосибирской области - для направления в орган ЗАГС Республики Узбекистан напрямую.

      Омская область (4):

Советский отдел Управления ЗАГС Главного государственно¬правового управления Омской области - отсутствие печати,

Отдел ЗАГС Москаленского района Управления ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области — отсутствие печати,

Управление ЗАГС Главного государственно-правового управления Омской области - Любинский район - нарушение требований статьи 17 Договора между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года,

Советский отдел Управления ЗАГС Главного государственно- правового управления Омской области - для оформления документов на территорию Абхазии.

— Томская область (5):

Отдел ЗАГС города Томска и Томского района - для скрепления печатью ответа по результатам исполнения запроса, а также выдаче извещения об отсутствии актовой записи в соответствии с приказом МЮРФ от 01.10.2018 №200,

Дворец бракосочетаний г. Томска - для направления в орган ЗАГС Украины напрямую,

Два возврата в отдел ЗАГС города Томска и Томского района - для оформления поручения,

Отдел ЗАГС города Томска и Томского района - для направления в орган ЗАГС Республики Узбекистан напрямую.

Что касается оформления документов, следует отметить, что основное количество проблемных вопросов разрешены в рабочем порядке с предоставлением соответствующих рекомендаций, что позволило обеспечить качественную работу в данной сфере, и, исключило сложности при практическом применении.

Отмечаем значительную работу управлений ЗАГС и управлений Минюста России по субъектам Сибирского федерального округа, направленную на повышение качества оформления документов.

Вместе с тем в представленных органами ЗАГС документах встречались следующие недостатки:

      направление документов без соответствующих поручений,

      указание неверного договора либо отсутствие ссылки на какой-

либо договор,

      ненадлежащее удостоверение запросов,

      отсутствие ответа инициатору поручения, либо ответ адресуется

Главному управлению,

      отсутствие уточнения в запросе органа ЗАГС района г. Баку Азербайджанской Республики,

      в пакете документов отсутствует перевод, предусмотренный соответствующим договором,

      неверно указана причина истребования документов.

По результатам проведенного анализа поступающих в Главное управление запросов и документов об оказании международной правовой помощи, а также вопросов органов ЗАГС, полагаем необходимым обратить внимание на следующее.

1.      Министерство юстиции Азербайджанской Республики оставляет без рассмотрения запросы российских ; органов ЗАГС, уточнены места государственной регистрации актового состояния - наименование районных отделов РАГС г. Баку.

2.      При направлении повторных запросов об истребовании документов просим необходимо проверять факты поступления запрашиваемых документов в Главное управление (в телефонном режиме), а в случае необходимости направления повторного запроса - указывать об этом только в сопроводительном, письме, а не в запросе.

3.      По сложившейся практике запросы об истребовании документов с территории государств, с которыми отсутствуют международные договоры о правовой помощи, направляются в соответствии с международными принципами вежливости и взаимности через Министерство иностранных дел Российской Федерации в дипломатическом порядке.

Для правильного понимания характера запроса крайне важно приложить его перевод и прилагаемых документов.

4.      Приднестровье не является государством и не обладает международной правосубъектностью. У этого образования отсутствует правоспособность заключения международных договоров, и, как следствие, между Российской Федерацией и Приднестровьем отсутствует договор, предусматривающий оказание международной правовой помощи. Однако учитывая приоритет прав человека, указанные обстоятельства не исключают возможности обращения граждан с территории Приднестровья с просьбами к компетентным органам Российской Федерации об истребовании личных документов.

Необходимо учитывать позицию МИДа России, который рекомендует направлять исполненные в Российской Федерации запросы, поступившие с территории Приднестровья, напрямую заинтересованным гражданам во избежание трений между представителями Кишинева и Тирасполя.

При отсутствии такой возможности МИД России предлагает направлять исполненные документы в адрес соответствующего органа Приднестровья, указав при этом на ряд принципиальных моментов. Во- первых, что данный ответ направляется в порядке исключения. Во-вторых, высказывать пожелание, чтобы в дальнейшем в запросе указывался адрес заявителя. В-третьих, подчеркнуть, что, если адрес указываться не будет, российская сторона может отказать в исполнении запроса.

По рекомендациям МИДа России в контактах с органами власти Приднестровья важно избегать шагов, которые могли бы быть расценены в качестве свидетельства осуществления прямых сношений с непризнанным государственным образованием.

Органам ЗАГС необходимо оказывать содействие гражданам в подготовке запросов об истребований документов с территории Приднестровья, рекомендуя при этом; самостоятельно обращаться в компетентные органы Приднестровья с целью получения необходимых документов о регистрации актов гражданского состояния.

Полагаем возможным применять указанные разъяснения и в отношении поступающих документов с территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

5.      Отмечается длительное исполнение запросов российских органов ЗАГС об истребовании документов компетентными органами Азербайджанской Республики, Латвийской Республики, Туркменистана и ДР-

В этой связи необходимо отметить, что международными договорами не установлены сроки исполнения запросов о правовой помощи, кроме этого Минюст России не вправе вмешиваться в деятельность компетентных органов иностранных государств.

По сложившейся практике сроки исполнения запросов о правовой помощи составляют до 6 месяцев (что нашло отражение в пункте 14 Административного регламента).

При этом, по обращению заявителей через Главное управление возможно направить напоминание с просьбой сообщить о ходе исполнения запроса об оказании правовой помощи или принять дополнительные меры к ускорению его исполнения.

Напоминания возможно направлять в Главное управлении в случае отсутствия информации об исполнении в течении 4-х месяцев.

6.      По вопросу трудностей поиска Адресов отделов РАГС в случае, если акты гражданского состояния были составлены в поселковых советах и районах, которые на сегодняшний день переименованы.

Полагаем возможным направлять запросы в данном случае в районные (городские) отделы РАГС.

Все поступающие в Минюст России актуализированные адреса органов РАГС иностранных государств оперативно доводятся до сведения территориальных управлений Минюста России в субъектах Российской Федерации.

7.      По информации консульского отдела Посольства России в Китае, в Китае не существует единых архивов ЗАГС, не определен государственный орган, ведающий вопросами истребования личных документов граждан. В компетенцию МИД КНР данные вопросы также не входят.

Консульский департамент МИД КНР поясняет, что для получения повторного документа гражданам необходимо лично либо через уполномоченных представителей обращаться напрямую в орган, ранее оформивший документ. При этом рекомендуется уточнять требования по вопросу истребования документов непосредственно в органе, оформившем документ, так как в различных провинциях и городах Китая они отличаются. Как правило, требуется представить точное написание фамилии и имени гражданина, как оно было написано в первоначальном

документе (на английском или китайском языке), а также желательно указать реквизиты документа (номер и дата выдачи).

Если «медицинское свидетельство о рождении», выдаваемое, китайской медицинской организацией, не оформлялось либо было утеряно (практика выдачи таких документов введена в КНР только с 01.01.1996), китайский нотариус может оформить «Нотариальное свидетельство о рождении», имеющее одинаковую юридическую силу с вышеупомянутым документом. Для этого следует обратиться в нотариальную контору по прежнему месту жительства (регистрации), уполномоченную работать с иностранными гражданами. При этом необходимо представить нотариусу справку из больницы, подтверждающую факт рождения ребенка в Китае. В случае ее отсутствия, для повторного получения данной справки следует обратиться непосредственно в медицинское учреждение, где происходили роды.

8.      Российская Федерация наряду с Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан и Украиной является участником Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года в редакции Протокола к ней 1997 года (далее - Конвенция 1993 года).

Запросы об истребовании документов первично направляются напрямую в соответствующие органы ЗАГС указанных государств.

С 29 февраля 2020 года к участникам Протокола присоединилась и Республика Узбекистан.        

В целях сокращения сроков по истребованию документов, по итогам консультаций с узбекской стороной в соответствии с положениями Конвенции 1993 года в редакции Протокола запросы российских органов ЗДГС, а также материалы (документы) по результатам рассмотрения запросов органов ЗАГС Узбекистана необходимо направлять непосредственно в Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан по адресу: 100060, г. Ташкент, проспект А. Темура, 16А.      I

В Главное управление запросы могут быть направлены при наличии причин, препятствующих непосредственному взаимодействию органов ЗАГС и органов РАГС иностранных государств, в том числе, если в течение длительного времени не поступает ответ на запрос органа ЗАГС, направленный напрямую (не менее 4х месяцев), а также, если адрес или наименование органа РАГС неизвестны, либо он не наделен правом непосредственного сношения и др.       

Обращаем внимание, на возможность осуществления контроля Главным управлением любых запросов, направленных непосредственно органами ЗАГС в компетентные органы РАГС иностранных государств. В

 этом случае, необходимо указать реквизиты первоначально направленного запроса.

9.      Обращение гражданина, проживающего на территории иностранного государства, напрямую в орган ЗАГС Российской Федерации не является нарушением установленного международным договором порядка истребования документов.

В силу статьи 1 Конвенции 1993 года и соответствующих статей международных договоров граждане иностранного государства имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в компетентные органы Российской Федерации на тех же условиях, что и российские граждане.

Однако при непосредственном обращении за выдачей документов о регистрации актов гражданского состояния должна быть уплачена государственная пошлина в порядке и размере, определенных статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации.

Для оформления документа заявителю следует разъяснять необходимость оформления и направления «заявления» об истребовании документа в соответствии с Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 - далее Административный регламент, а также предварительной уплаты госпошлины (ее размеры, и реквизиты для уплаты). Дополнительно возможно рекомендовать обратиться в орган ЗАГС по месту жительства заявителя.

Минюст России и его территориальные органы не осуществляют направление писем органов власти субъектов Российской Федерации адресатам, проживающим (находящимся) за пределами Российской Федерации.

Ответ с разъяснениями направляется заявителю компетентным органом, рассмотревшим обращение.

Это же относится и к адвокатам (представителям граждан).

10.    Относительно поступающих напрямую в органы ЗАГС запросов отделов социальной защиты, социального обеспечения, органов опеки и иных корпораций и ведомств Республики Казахстан об истребовании сведений о регистрации актов гражданского состояния.

Такие запросы подлежат возврату через Главное управление с разъяснением положений Конвенции 1993 года, Административного регламента, Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе:

-статьи 13.2 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»,

-статьи 5, 1,8 Конвенции 1993 года,

- необходимости уплаты государственной пошлины в случае личного обращения гражданина в орган ЗАГС Российской Федерации.

11.    Обязательным условием, подтверждающим действительность документов, в том числе, ответов о невозможности исполнения, об отсутствии сведений, является скрепление их гербовой печатью органа ЗАГС для соблюдения положений статьи 13 Конвенции 1993 года. При этом ответ об отсутствии актовой записи (о невозможности исполнения запроса) должен быть адресован иностранному органу - запрашивающему учреждению, а не Главному управлению. '

12.    В соответствии с приказом Минюста России и МИДа России от 16.11.2017 № 214/21341 «Об утверждении Порядка передачи записей актов гражданского состояния, составленных консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» консульские учреждения осуществляют хранение составленных ими записей актов гражданского состояния в течение одного календарного года.

По истечении указанного срока записи актов вместе с документами и материалами передаются орган ЗАГС города Москвы.

13.    В соответствии с Административным регламентом в случае личной явки в орган ЗАГС, территориальный орган Минюста России заявитель представляет: документ, удостоверяющий личность (предъявляется) и заявление об истребовании документа.

В случае отсутствия у заявителя документа, удостоверяющего личность - паспорта, по разъяснениям Минюста России заявитель может представить копию документа, выданного органами МВД России относительно сообщения об утрате личного документа либо иной документ установленного образца, удостоверяющий личность.

14.    В соответствии с Административным регламентом заявитель вправе при подаче заявления в Департамент МИД России, Департамент Минюста России, территориальный орган Минюста России, орган ЗАГС представить по собственной инициативе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление государственной услуги, содержащий в соответствующих реквизитах серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, в качестве идентификатора сведений о физическом лице.

Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа ему в предоставлении государственной услуги.

В случае непредставления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, в целях подтверждения уплаты заявителем государственной пошлины за истребование документов с территории иностранных государств, осуществляется получение информации посредством направления запроса в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, (далее - ГИС ГМП), оператором которой является Федеральное казначейство.

Тогда в сопроводительном письме в Главное управление необходимо указание на проведенную проверку уплаты государственной пошлины через ГИС ГМП без приложения квитанции.

15.    На основании внутреннего законодательства Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан в случае смерти лица вместо свидетельства о его рождении выдается справка.

16.    По сложившейся практике запросы об оказании правовой помощи об истребовании документов с территории Республики Абхазия, Южной Осетии направляются в Минюст России через Главное управление на основе международных принципов вежливости и взаимности.

17.    Запросы об истребовании документов с территории Нагорного Карабаха направляются в Минюст России через Главное управление без ссылки на международные договоры.

18.    При направлении копий и выписок судебных решений о расторжении брака для проставления соответствующей отметки компетентным органом иностранных государств в актовую запись о заключении брака необходимо прикладывать поручение, оформленное в соответствии с требованиями статьи 7 Конвенции 1993 года.

19.    Относительно обращений по истребованию документов, поступающих в форме электронных документов, как содержащих подпись заявителя, так и не содержащих, сообщаем следующее.

Правовая помощь, в том числе по истребованию и пересылке документов о регистрации актов гражданского состояния, а также других документов, касающихся личных и имущественных прав и интересов граждан, осуществляется на основании поручений (запросов) органов или обращений граждан, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о правовой помощи.

В международных договорах содержатся исчерпывающие положения относительно формы, содержания и порядка направления поручений.

21.    Недопустимо направление документов (ответов) органами ЗАГС в министерства юстиции (управления юстиции) иностранных государств, а также в органы ЗАГС иностранных государств, неуполномоченные на непосредственные сношения (например, Азербайджанская Республика).

22.    Адвокаты не входят в перечень органов, которым могут быть сообщены сведения о регистрации актов гражданского состояния. Сведения, содержащиеся в записях актов гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат (статья 13.2. Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об актах гражданского состояния»).

В данном случае необходимо разъяснить возможность обращения гражданина (представителя по доверенности) с заявлением об истребовании документа в соответствии с Административным регламентом либо через органы ЗАГС соответствующего государства по месту жительства.

23.    Органы ЗАГС Российской Федерации наделены правом непосредственных сношений только с органами ЗАГС иностранных государств. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния в виде копий актовых записей по запросам нотариусов, судов и иных органов иностранных государств пересылаются через Главное управление.

24.    Запрос компетентного органа иностранного государства (органов МВД, нотариусов и др.), поступивший напрямую в орган ЗАГС, минуя Главное управление, может быть исполнен только при соблюдении требований международных договоров к оформлению поручения (при наличии реквизитов и гербовой печати). Ответ органа ЗАГС по результатам рассмотрения запроса с Приложением копии запроса и конверта, направляется в Главное управление для передачи в установленном порядке.

В сопроводительных письмах, которыми препровождаются для исполнения просьбы о правовой помощи, Главное управление указывает о порядке направления документов об исполнении. Кроме того, Главное управление при направлении просьб ссылается на международный документ, в соответствии с которым поступила просьба, что позволяет установить порядок направления документов.

При, направлении ответов в Главное управление по результатам исполнения запросов об оказании международной правовой помощи просим указывать номер исходящего письма Главного управления. Отсутствие ссылки на исходящий номер сопроводительного письма Главного управления при направлении документов, составленных относительно исполнения запросов, затрудняет поиск информации об инициаторе запроса.

При направлении в Главное управление пакета документов относительно просьбы об оказании правовой помощи, направленной в орган ЗАГС округа непосредственно, необходимо прикладывать его копию и конверт отправителя (Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, утвержденные приказом Минюста России от 24.12.2007
№ 249).

В случае изменения наименования или адреса органа ЗАГС, наделенного правом непосредственного сношения в соответствии с Конвенцией 1993 года, просим информировать Главное управление для своевременного уведомления депозитария.

При исполнении запросов, поступивших с территории иностранных государств, российскими органами ЗАГС соблюдаются сложившиеся в международной практике сроки: на исполнении непосредственно в органах ЗАГС иностранные запросы находятся не более 10-15 дней, однако информация об их исполнении поступает в Главное управление в более поздний срок, что связано с почтовой пересылкой и в ряде случаев перенаправлением запросов в другой орган ЗАГС (или государственный архив) по территориальной принадлежности. В связи с вышеуказанным, рекомендуем в наиболее короткие сроки направлять исполненные документы в адрес Главного управления.

Минюстом России особое внимание обращается на необходимость соблюдения контрольных сроков, устанавливаемых Минюстом России для главных управлений при предоставлении информации о результатах исполнения запросов об оказании правовой помощи.

В соответствии с разделом VIII Методических рекомендаций в случае отсутствия в течение 30 дней после направления запроса (60 дней со дня поступления документов) ответа от компетентного органа в его адрес направляется напоминание о необходимости представления информации по направленному ранее запросу о правовой помощи.

Главным управлением данная работа осуществляется с периодичностью раз в месяц.

Отдел международной правовой помощи, координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области.

 

26 февраля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).